учитель математики ГБОУ "Центр спорта и образования "Самбо-70"
E-mail: stimul56@yandex.ru
Статистика
презентация в формате HTML5(для устройств без поддержки flash)
Преемственность в обучении математике
между начальной и средней школой
Обучение решению задач на движение.
При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие.Многие учителя математики, сравнивая оценки, с которыми дети были переведены из четвёртого класса в пятый, с оценками за первую четверть, отмечают падение качества знаний.
Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованиемтех методических приёмов,которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе,то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы. Постепенно расширяются знания о числах: дети знакомятся с новыми классами, затем получают понятия об обыкновенных и десятичных дробях, а затем, в шестом классе, знакомятся с отрицательными числами. При этомте знания, умения и навыки, которыми они овладели при работе с числами, являются базовыми и находят своё дальнейшее применение. Об этом хорошо написано в статье Л.А. Александровой «Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой», опубликованной в журнале «Математика» (август, 1998)
Я в своём сообщении хочу рассказать о преемственности в обучении решению задач на движение и их использовании при изучении новых тем.
Решениетекстовых задач, в частности задач на движение, является для учащихсяодним из трудных моментов в усвоении математики. Однако, как показывает практика, если учащиеся в 4 классе усвоили понятия «скорость», «время», «расстояние» и взаимосвязь между ними, то в 5 классе они легко решают задачи на движение, сначалаарифметическим способом, а затем и алгебраическим. «Арифметический способ прямо требует от ученика построения наглядной модели, что важно при дальнейшем обучении: опыт показывает, что лучше составляют уравнения те учащиеся, которые хорошо умеют решать задачи арифметически!» (П.В. Чулков. Арифметические задачи.)
Причём задачи на движение используются и при ознакомлении учащихся с новыми темами. В учебнике «Математика – 5» (авторы И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович) задачи на движение применяются при изучении таких тем, как, например, «Числовые и буквенные выражения» (§2), «Формулы» (§12), «Уравнения» (§14), «Математический язык» (§16) и других.